Ведомости онлайн,
12 сентября 2012 г.
Минфин: финансовый мегарегулятор на базе ФСФР и ЦБ нужно создать до 2014 г. 1389 просмотров
Проанализировав по поручению Шувалова последние тенденции в управлении финрынками в странах ОЭСР, министерство предложило объединить в одних руках функции по регулированию и надзору.
Министерство финансов предлагает создать на базе Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) и Центробанка финансовый мегарегулятор, который заработал бы в конце 2013 — начале 2014 г., передает «РИА Новости» со ссылкой на министра финансов Антона Силуанова.
Регуляторы под одной крышей
«Мы хотим создать рабочую группу по подготовке нормативно-правовых решений в этой области, до конца текущего года подготовить всю необходимую законодательную базу, с тем чтобы в весеннюю сессию 2013 г. внести соответствующие законодательные поправки», — сказал министр. В кризисный период, утверждает он, «опыт других стран показал, что объединение в одних руках функций по регулированию и надзору значительно эффективнее». По его словам, данные предложения подготовлены Минфином для совещания, которое проведет первый вице-премьер Игорь Шувалов.
Как сообщала 7 сентября газета «Коммерсантъ», глобальная реформа финансового рынка уже обсуждалась у Шувалова 28 августа. В протоколе заседания значилось поручение Силуанову «проработать возможность создания мегарегулятора». Ее можно трактовать двояко, отмечала газета: либо отдать все полномочия Банку России, либо выделить надзор за банками из ЦБ и отдать его ФСФР.
Предложение последовать примеру ряда западных мегарегуляторов озвучил руководитель рабочей группы по созданию в России международного финансового центра Александр Волошин, писал «Ъ». По словам его источников, предложение было поддержано Минфином и главой ЦБ Сергеем Игнатьевым. Согласие последнего два не связанных между собой собеседника «Ъ» объясняли окончанием контракта Игнатьева в ЦБ в июне 2013 г.
После этой публикации Шувалов опровергал информацию о том, что он дал поручение проработать вопрос об объединении ЦБ и ФСФР. «От меня не было такого поручения ни про какое объединение, от меня было поручение Минфину провести необходимые консультации и совещания для того, чтобы понять и исследовать все тенденции по изменению регулирования (финрынков) в странах ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития), в первую очередь потому, что мы вступаем в ОЭСР», — говорил Шувалов агентству «Прайм» 8 сентября.
Наиболее вероятным главой объединения ФСФР и ЦБ высокопоставленные источники «Ъ» в правительстве называли Алексея Кудрина. Но сам экс-министр финансов и глава Комитета гражданских инициатив Кудрин позже сообщил, что с настороженностью относится к созданию мегарегулятора, поскольку это может стать поводом для увеличения контроля государства над деятельностью ЦБ: если банк должен будет больше считаться с рекомендациями правительства по своей денежно-кредитной политике, то это скорее будет носить негативный характер. Он также подчеркивал, что не получал предложений возглавить мегарегулятор в случае его создания.
Есть «не только объективные мотивации для объединения, есть и материальный аспект», отмечает председатель совета директоров «МДМ банка» и бывший глава ФСФР Олег Вьюгин: «Государство не может само выполнять функцию по финансированию надзорной службы, пусть этим займется ЦБ». Объединенный надзор на всех финансовых рынках нужен, полагает Вьюгин.
Зарубежный опыт
Между тем не очень понятно, на опыт каких стран в области объединения регулирующих функций ссылается Силуанов. Функции центрального банка, который проводит денежно-кредитную политику и (хотя и не во всех странах) следит за банками, и регулятора, осуществляющего надзор за финансовыми рынками и их участниками, традиционно разделены. В США, например, первую функцию осуществляет Федеральная резервная система, а вторую — Комиссия по ценным бумагам и рынкам и Комиссия по срочной биржевой торговле. Правда, банки являются активными участниками рынка ценных бумаг, и после кризиса регуляторы заговорили о том, что их действия на рынках (за которыми следят комиссии) могут подорвать их финансовое положение в целом (которое отслеживает ФРС), поэтому ФРС надо дать больше функций по осуществлению контроля за банками.
В Германии за банками следит Бундесбанк, а денежную политику для этой и еще 16 стран еврозоны проводит Европейский центральный банк (его также предлагается наделить функциями панъевропейского банковского регулятора — сегодня соответствующий законопроект представила Еврокомиссия). За рынком, соответственно, следит Федеральное управление финансового надзора (BaFin). Вместе с тем, отмечается на сайте Бундесбанка, обе организации совместно осуществляют функции банковского надзора: «Банковский надзор не вмешивается в операции банков, но устанавливает регулирующие нормы для их деятельности». BaFin, подконтрольное министерству финансов, было образовано в 2002 г. путем объединения управлений по банковскому и страховому надзору, а также по надзору за рынком ценных бумаг, в 2003 г. получило дополнительные функции по осуществлению контроля за кредитоспособностью финансовых институтов.
В Италии, Испании и Франции также действуют собственные регуляторы рынка ценных бумаг и центробанки. В Китае — Комиссия по регулированию рынка ценных бумаг и Народный банк Китая, в Австралии — Комиссия по ценным бумагам и инвестициям и Резервный банк.
Если вопросы надзора за финансовым сектором и находятся в ведении только одной организации, то скорее это финансовый регулятор, а не ЦБ. Именно так обстоят дела в Швейцарии и Канаде, которые относительно безболезненно пережили кризис (особенно вторая, в первой правительству все-таки пришлось помогать банку UBS). В Швейцарии Управление по надзору за финансовым рынком осуществляет надзор как за всеми финансовыми компаниями, включая банки, так и за рынком ценных бумаг, тогда как национальному банку оставлены лишь функции денежной политики и контроля денежного обращения. В Канаде единственный регулятор банков — Офис суперинтенданта по финансовым институтам, который также является основным регулятором страховых, трастовых, кредитных и пенсионных организаций. За рынком следят администраторы по ценным бумагам канадских провинций, объединенные в ассоциацию.
Среди крупных экономик, пожалуй, единственный пример организационного объединения центрального банка и финансового регулятора — Великобритания. Там также действовали Банк Англии и Управление финансовых услуг (FSA), мегарегулятор финансового сектора, созданный лейбористами по закону от 2000 г. (объединил регулирование банков, страховых, ипотечных и инвестиционных компаний). Однако в 2010 г. новое правительство консерваторов решило ликвидировать FSA. Его полномочия должны быть распределены между тремя агентствами. Независимым будет лишь одно из них (оно защищает потребителей финансовых продуктов и следит за финансовыми рынками), два других войдут в Банк Англии. Это Управление пруденциального регулирования с функциями надзора за всеми финансовыми компаниями (его задача — обеспечивать стабильность финансовой системы) и Комитет по финансовой политике, который будет оценивать макроэкономическую ситуацию и осуществлять меры финансового контроля. Новые структуры полностью заменят FSA с 2013 г.
Юлия ЯРОШ, Михаил ОВЕРЧЕНКО, Маргарита ПАПЧЕНКОВА
Вся пресса за 12 сентября 2012 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, Регулирование, 120 лет страховому надзору в России
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
1 сентября 2025 г.

|
|
Комсомольская правда, 1 сентября 2025 г.
Что изменится в здравоохранении с 1 сентября

|
|
Вечерние ведомости, Екатеринбург, 1 сентября 2025 г.
Верхнесалдинка отсудила 200 тысяч у туроператора за сорванный отпуск в ОАЭ

|
|
Агентство Бизнес Новостей, Санкт-Петербург, 1 сентября 2025 г.
«АТС Смольного» застрахует сотрудников за 65 млн рублей

|
|
Интерфакс, 1 сентября 2025 г.
Страховщикам ОМС отвели год на переоформление лицензий для работы на всей территории РФ

|
|
Наша версия, 1 сентября 2025 г.
Частным клиникам придётся побороться за пациентов

|
|
Правда УРФО, Екатеринбург, 1 сентября 2025 г.
Страховая компания заплатит ребенку за травму в аквапарке Екатеринбурга

|
|
CNews.ru, 1 сентября 2025 г.
Борис Павлов, СПАО «Ингосстрах»: Защита файлообмена обусловлена нашей ответственностью перед клиентом

|
|
Медвестник, 1 сентября 2025 г.
Минздрав утвердил новые правила ОМС

|
|
JustMedia, Екатеринбург, 1 сентября 2025 г.
Свердловчанка взыскала со страховщиков 60 тысяч рублей за порез ноги ее сына в аквапарке «Лимпопо»

|
|
ТАСС, 1 сентября 2025 г.
Банки в России обязали согласовывать с ФАС все сделки по покупке конкурентов

|
|
ТАСС, 1 сентября 2025 г.
Вступил в силу закон о запрете навязывать покупателям приобретение допуслуг

|
|
Финансовый директор, 1 сентября 2025 г.
Объем страхования товарных кредитов превысил 5 млрд рублей

|
|
ТАСС, 1 сентября 2025 г.
В России расширили перечень страховых событий для сельского хозяйства

|
|
ТАСС, 1 сентября 2025 г.
В России с 1 сентября изменят регулирование медицинской страховки

|
|
Коммерсантъ-FM, 1 сентября 2025 г.
Страховые расплатились за «ковры»

|
29 августа 2025 г.

|
|
РБК (RBC.ru), 29 августа 2025 г.
Страховщики оценили вероятность попадания дрона в квартиру в Петербурге

|
|
kurskcity.ru, 29 августа 2025 г.
Mash: страховщик выплатит 88 млн за пожар из-за атаки ВСУ нефтебазе под Курском

|
 Остальные материалы за 29 августа 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|